Августович Алексей Иванович

Алексей Иванович – художник, чье творчество и само присутствие в историческом контексте дагестанской культурной жизни дали толчок и продолжают воспитывать поколения дагестанцев. Хрестоматийность его творчества обозначена не только профессиональным, техническим мастерством, но, пожалуй, в первую очередь,  сюжетной линией, "вкусной" подачей простых, но очень теплых сюжетов (натюрморты, пейзажи, жанровые сцены).
А.И. Августович родился 14 апреля 1914 г. в польском местечке Турно. В конце 1920-х годов семья переехала в Москву. Начальное художественное образование Алексей Иванович получил в студии ИЗОРАМ (ИЗО рабочей молодежи) у Кибрика Е. А. и у Каневского А. М. в самодеятельной студии, организованной Московским Союзом художников. В 1935 г. начинающий художник поступает в Московский институт изобразительных искусств на факультет живописи (преподаватели: Иогансон Б. В., Осьмеркин А. А., Шемякин М. Ф., Дейнека А. А.). Жил активной студенческой жизнью, летом ездил в на этюды, начал выставляться (Выставка в залах Московского отделения Союза художников, 1934. Выставка Московского и Ленинградского Институтов изобразительных искусств в залах музея им. А.С.Пушкина, 1935). В те годы еще можно было посещать Музей западного искусства, где выставлялись работы импрессионистов и авангардистов,  а в театрах шли  постановки Мейерхолдьда, Вахтангова и Михаэлса, можно было слушать в Политехническом музее Маяковского, Пастернака, Демьяна Бедного.
На заре своего творчества А. И. Августович обращается не только в пейзажу («Аул Козы. Крым»,1938) и натюрморту, но и такому жанру как портрет, («Совхозница шелковичного совхоза. Миргород», 1939).
С началом войны Алексей Августович идет в ополчение, попадает в плен, проводит несколько лет в немецких концлагерях, а затем, по возвращении на родину, он как военнопленный получает пять лет колымских лагерей и еще пять лет работы в геологических партиях в качестве ссыльного. При этом,  при возможности,  продолжает писать («Домик на ручье. Ягодное», 1951, «1 Мая в поселке Ягодное», 1954) и выставляться (Областная выставка в г. Магадан. Музей изобразительного искусства, 1947).
В 1955 г. Алексей Иванович с женой Галиной Павловной Конопацкой и сыном Юрой приезжают в Дагестан. Своеобразная красота дагестанских гор, живущие здесь люди приобретают для художника особую эстетическую ценность и определили основную линию его творчества. Примером тому множество портретов, пейзажей, натюрмортов, которые несут в себе тщательное, любовное изучение натуры с авторским утверждением целостного взгляда на мир.
Несмотря на такую «преданность «Дагестану, география его творчества достаточно широка и разнообразна («Таллинская крепость», 1973 г., «1 Мая в поселке Ягодное», 1954 г., «Купальщицы», 1990 г., «Студия», 1964 г., «Аул под горой», 1980 г.,«Тату Булач», 1972 г., «Герой Гражданской и Великой Отечественной войн К. Р. Караев», 1969 г., «Горький», 1968 г., «Совхозница шелковичного совхоза. Миргород», 1939 г., «Автобусная остановка», 1990 г., «Зима на улице Гагарина» 1972 г., «Академичка в Козах», 1938 г., «Портрет садовода», 1978 г.,. «Цирк приехал», 1986 г., Эскиз «Шариатский суд над Уллубием Буйнакским», 1959 г., «Река Терек в Орджоникидзе», 1962 г., «Портрет заместителя начальника Московского военного округа путей сообщений М. И. Августовича», 1977 г., «Портрет народной артистки СССР Барият Мурадовой», 1973 г., «Театральная драма», 1986 г., «Театр Ромен», 1979 г., «Оперные певцы», 1993 г., «Софи Лорен», 1982 г., «Осенний поселок. Горячий Ключ», 1963 г., «Натюрморт с ананасом» 1971 г., «Нефтяные вышки» 1961 г., «Аул Козы. Крым» 1938 г., «Портрет художницы Г. П. Конопацкой» 1972 г., и многие другие). Особо внимания заслуживает серия автопортретов, в которой прослеживается отношение Алексей Иванович к выбранной профессии.