Ночь музеев 2018 в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой

19 мая Махачкала присоединилась к международной акции «Ночь музеев». Культурные мероприятия состоялись сразу на нескольких площадках республиканской столицы. 
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в этот вечер махачкалинцы и гости города увидели масштабный выставочный проект, посвящённый известному аулу мастеров-керамистов Балхар. 

На выставке представлены: богатая коллекция изобразительного искусства из фондов ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, Союза художников РД и Музея истории города Махачкалы, а также предметы уникальной балхарской керамики из музейного и частных собраний. 
Открывая мероприятие, директор ДМИИ Салихат Гамзатова отметила, что этот проект представляет своего рода «историю» дагестанского изобразительного искусства с 1920-х годов по сегодняшний день и включает множество ярких имен, оставивших значительный вклад в культуре Дагестана: М. Джемал, Е. Лансере, Х. Аскар-Сарыджа, Р. Мазель, Г. Конопацкая, К. Власова, В. Горьков, А. Хаджаев, А. Муратчаев, И. Сорокин, В. Цигаль и многие другие. 

С приветственным словом выступили: врио Министра по национальной политике РД Татьяна Гамалей, председатель ДО СХ России Курбанали Магомедов, Глава села Балхар Абдулжалил Абакаров, известная поэт и переводчик Марина Ахмедова. Тему Балхара продолжил фольклорный ансамбль «Балхар» (руководитель М. Гаммадова), исполнивший несколько старинных балхарских песен, молодое поколение артистов исполнили несколько танцев в старинных костюмах. Параллельно шли мастер-классы по лепке балхарской керамики. 
Вечер продолжил Государственный оркестр народных инструментов Республики Дагестан с большой программой национальной музыки. В перерыве между выступлениями музыкальных коллективов с ярким флэшмобом выступила танцевальная группа «PROKIDS» (руководитель С. Ахмедова). 

Во второй части вечера состоялось открытие выставки «Шедевры из запасников», посвященной 200-летию Александра II. Здесь были представлены работы, долгое время находившиеся в запасниках музея, но представляющие несомненный интерес и для любителей, и для знатоков. Это портреты Александра II и его супруги Марии Александровны, предметы декоративно-прикладного искусства представленной эпохи. Экскурсию всем желающим провели кураторы выставки: зав. отделом ИЗО Александр Сергеев и зав. отделом ДПИ Джамиля Раджабова. 
В продолжение музыкальной части вечера выступило инструментальное трио Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова (виолончель – Анна Швец, скрипка – Оксана Пинкус, фортепиано – Амина Гунашева). 
Со слов сотрудников музея, в этот вечер к ним пришли несколько сотен посетителей. По традиции, в эту ночь в музее была представлена культурно-развлекательная музыкальная программа с ретро-киноподборками на тему об ауле Балхар, и для всех желающих работал мастер по аквагриму. 

Последние новости

В летних оздоровительных лагерях Дагестана продолжается цикл познавательных мероприятий, посвящённых изобразительному искусству. Так, накануне в детских лагерях Гунибского района «Здоровье» (с. Куяда) и «Каскад» (с. Карадах) сотрудниками Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой Равзат Идармачевой и Месей Сулеймановой были организованы встречи с отдыхающими на каникулах ребятами. 

Посетителям Русского театра трудно не заметить украшающие фойе сложные многосоставные медные люстры со вставками из цветного стекла, выполненные известным дагестанским мастером-ювелиром Манабой Магомедовой совместной с мужем Кадыром Изабакаровым и дочерью Лейлой, над которыми авторы трудились около двух лет. 

«Художественное оформление книг стало целым направлением творчества Манабы Магомедовой, и, в какой-то степени, ее открытием… Манаба Магомедова сделала множество серебряных окладов для шедевра грузинской литературы, поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», оформила «Мой

Аул Балхар с его культурой, бытом и традициями привлекал внимание многих художников, и дагестанских, и приезжих. Многие работы, посвященные Балхару, из фондов дагестанских музеев и частных коллекций в настоящее время экспонируются в рамках выставки «Аул Балхар».

Достаточно обширна графическая  группа работ, посвященных Балхару.     Графические произведения, выполненные в 20-е годы художниками, с именами которых связана история дагестанского изобразительного искусства; Е. Лансере, М.-А. Джемалом, отличаются почти этнографической точностью зарисовок. 


Напротив, работы художников 60-70-х гг.: Э. Асташева, М.Магомедова решены почти в плакатной стилистике. 

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения знаменитой уроженки дагестанского села златокузнецов Кубачи – мастера Манабы Магомедовой.

На выставке, посвященной аулу Балхар, экспонируется композиция народного художника республики, заслуженного деятеля искусств Дагестана и Казахстана Хас-Булата Аскар-Сарыджи (1900-1982) «Балхарка» (1960, гипс, тонирование). Выдающийся скульптор, основоположник профессиональной скульптуры в нашей республике, выпускник ленинградского ВХУТЕИНа (1927), он известен монументальными произведениями, среди которых памятники поэтам С.

В 1958-1962 годах российские художники Иван Сорокин и Виктор Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений, куда вошли пейзажи, образы горцев и горянок, традиции дагестанцев. В 1960 году за цикл работ «Дагестан» В. Цигаль получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а в 2001 году в Третьяковской галерее И.

Страницы