«Облако, зацепившееся за гору»

«Облако, зацепившееся за гору» ‒ такое поэтичное название носит выставка работ дагестанской художницы Таус Махачевой. Экспозиция открылась в Московском музее современного искусства и собрала лучшие произведения, часть из которых столичная публика увидит впервые. Репортаж Станислава Дорэ.

Самые необычные объекты на выставке – гигантские вывески, которые Таус Махачева собирает несколько лет. Все они ‒ из Дагестана, а сейчас хранятся на складе у друзей в Москве. На вопрос, зачем их стала собирать, художница отвечает лаконично: «Просто захотелось сберечь и сохранить».

Тему сохранности затрагивает и видеоинсталляция «Канат», представленная на Венецианской биеннале. Главную роль здесь исполняет потомственный канатоходец Расул Абакаров, который балансирует над пропастью благодаря искусству.

«Очень важные смыслы в этой работе связаны с сомнениями любого художника: войдет ли то, что они делают в историю? как войдет? как сохранится? Какие решения ты принимаешь, когда делаешь ту или иную работу», ‒ поделилась Таус Махачева.

Так или иначе, почти все проекты Таус Махачевой связаны с культурой и традициями Дагестана, что вполне закономерно. Ведь ее дед ‒ знаменитый поэт Расул Гамзатов, в своих произведениях воспевавший родной край. Художница родилась и прожила большую часть жизни в Москве, училась в Лондоне. В Дагестане бывает часто, а не так давно, на волне успеха, оставила московскую жизнь и прожила в Каспийске несколько лет.

В удачном синтезе современного мировосприятия и глубокой погруженности в традиции искусствоведы и видят успех Махачевой. Ее быстро приняли и полюбили в арт-среде, она отмечена престижными премиями: Кандинского и «Инновация». Ее работы есть даже в собрании престижной лондонской галереи «Тейт». Успех и признание для Махачевой были очень важны, но до недавнего времени.

«У нас очень тяжело с критериями, и ты никогда не понимаешь: делаешь ли ты что-то интересное. Это постоянное существование в сомнении, подвешенном состоянии. Конечно, когда ты смотришь на ряд приглашений, тебе кажется, что это измерение, и ты становишься зависим ‒ желаешь Венецию. Вот Венеция ‒ ничего не изменилось», ‒ рассказала Таус Махачева.

Таус Махачева называет эту выставку своеобразным рубежом, неким подведением итогов перед новым творческим этапом, в котором художница намерена обратиться к другим форматам и темам. Многие считают эту выставку ретроспективной, но сама Махачева предпочитает называть ее перспективной, признавая, что не боится взрослеть и меняться.

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/207025/

Последние новости

В летних оздоровительных лагерях Дагестана продолжается цикл познавательных мероприятий, посвящённых изобразительному искусству. Так, накануне в детских лагерях Гунибского района «Здоровье» (с. Куяда) и «Каскад» (с. Карадах) сотрудниками Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой Равзат Идармачевой и Месей Сулеймановой были организованы встречи с отдыхающими на каникулах ребятами. 

Посетителям Русского театра трудно не заметить украшающие фойе сложные многосоставные медные люстры со вставками из цветного стекла, выполненные известным дагестанским мастером-ювелиром Манабой Магомедовой совместной с мужем Кадыром Изабакаровым и дочерью Лейлой, над которыми авторы трудились около двух лет. 

«Художественное оформление книг стало целым направлением творчества Манабы Магомедовой, и, в какой-то степени, ее открытием… Манаба Магомедова сделала множество серебряных окладов для шедевра грузинской литературы, поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», оформила «Мой

Аул Балхар с его культурой, бытом и традициями привлекал внимание многих художников, и дагестанских, и приезжих. Многие работы, посвященные Балхару, из фондов дагестанских музеев и частных коллекций в настоящее время экспонируются в рамках выставки «Аул Балхар».

Достаточно обширна графическая  группа работ, посвященных Балхару.     Графические произведения, выполненные в 20-е годы художниками, с именами которых связана история дагестанского изобразительного искусства; Е. Лансере, М.-А. Джемалом, отличаются почти этнографической точностью зарисовок. 


Напротив, работы художников 60-70-х гг.: Э. Асташева, М.Магомедова решены почти в плакатной стилистике. 

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения знаменитой уроженки дагестанского села златокузнецов Кубачи – мастера Манабы Магомедовой.

На выставке, посвященной аулу Балхар, экспонируется композиция народного художника республики, заслуженного деятеля искусств Дагестана и Казахстана Хас-Булата Аскар-Сарыджи (1900-1982) «Балхарка» (1960, гипс, тонирование). Выдающийся скульптор, основоположник профессиональной скульптуры в нашей республике, выпускник ленинградского ВХУТЕИНа (1927), он известен монументальными произведениями, среди которых памятники поэтам С.

В 1958-1962 годах российские художники Иван Сорокин и Виктор Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений, куда вошли пейзажи, образы горцев и горянок, традиции дагестанцев. В 1960 году за цикл работ «Дагестан» В. Цигаль получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а в 2001 году в Третьяковской галерее И.

Страницы