К 60-летию Гамзатовой Патимат Расуловны

Патимат Расуловна Гамзатова родилась 18 марта 1959 года в Махачкале, в семье народного поэта Дагестана Расула Гамзатова и Патимат Саидовны Гамзатовой. 
Закончила отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, 1981 (специальность: искусствоведение) и аспирантуру Государственного института искусствознания. 
Защитила диссертации на соискание степени кандидата искусствознания - «Традиционное искусство Дагестана (на материале женских ювелирных украшений ХУIII — начала ХХ вв.)» - на ученом совете МГУ им. М. В. Ломоносова. 
В 1989 году ей присвоено ученое звание: кандидат искусствоведения. 
Член-корреспондент Российской академии художеств. 
Работает в Государственном институте искусствознания с 1988 года. Старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства с 1994 г. в Отделе народной художественной культуры (с 2013 г. — Сектор фольклора и народного искусства отдела исполнительских искусств). 
Заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Дагестанского музея изобразительных искусств, 1981–1982 гг. 
Советник по культуре Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации (работа по совместительству), 1993–1995 гг. 
Член организационного комитета Международного конгресса горцев, 1994–1995 гг. 
Член ученого совета Государственного музея искусств народов Востока, 2000–2009 гг. 
Член редколлегии научного альманаха «Традиционная культура» (Москва), 2008–2010 гг. 
Член редакционного совета сборника серии «Искусство тюркского мира» (Казань). 
Член редколлегии альманаха «Kazan-Art» (Казань). 
Член редколлегии альманаха «НаДИ» — Новое дагестанское искусствознание. 
Член жюри международного конкурса молодых дизайнеров-ювелиров «Образ и форма». 
Участник и организатор научных конференций и круглых столов, научный редактор и инициатор искусствоведческих сборников, куратор и организатор выставок, участник выставочных проектов Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля, Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, Музея-заповедника «Царицыно», Дагестанского музея изобразительных искусств. 
Сфера научных интересов — этническое, мусульманское и современное ювелирное искусство, мусульманское ковроткачество, народное и современное искусство Дагестана, советское и русское непрофессиональное декоративно-прикладное искусство. 

Oсновные публикации 
Начиная с 1981 г. опубликовала около 90 статей, тезисов докладов на научных конференциях и др. материалов. 
Монографии: 
Женские ювелирные украшения Дагестана (ХVIII — начало XX в.). Махачкала, 1986. 
Архаические традиции в народном декоративно — прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. М., 2004; изд. 2-е, дополненное. М., 2012. 
Научный редактор и составитель сборников научных статей: 
Мифологические представления в народном творчестве. Совместно с О. А. Пашиной. М., 1993. 
Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. М.: УРСС, 2007. 
Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. М.: ГИИ, 2007. 
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах: 
Одарен шубой с царского плеча: Универсальная культурная модель и русская традиционная форма дара. // Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество: Сб. статей. Ред -сост. Данченкова Н. Ю. Часовникова А. В. Санкт-Петербург СС.155–179. 
Материал по декоративно- прикладному искусству в «Любительское художественное творчество в России ХХ века: Словарь». М. Прогресс — Традиция 2010–2011. Электронный вариант. Сс. 336–337 и 339–351.http://sias.ru/upload/iblock/e4e/sltext.pdf 
Проблема этнической самоидентификации в искусстве Средней Азии и Северного Кавказа в конце ХХ века // Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире: сб.статей. под ред. Солнцевой Л. П. Фадеевой Л.В. М. ГИИ 2010 г. сс.46–67. 
Художественные особенности женских украшений южного Дагестана. // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Махачкала 2010 № 1. Сс.76–85. 
Русский ювелирный театр.// В сб.:Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков. Вып. 3. Ред-сост. В. Е. Лебедева. М. УРСС 2010 сс. 171–183. 
Восточный ковер в создании сакральных пространств. // сб. Иератопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Ред-сост. А. М. Лидов М. Индрик. 2009.сс. 219–252. 
Когнитивное искусствознание и искусственный интеллект. // в сб. ст. Искусствознание и теория информации. под.ред. Петрова В.М., Харуто А.В. М. УРСС 2009 сс.137–143. 
Актуальные проблемы современного мусульманского искусства в странах СНГ // сб.научных трудов «Искусство тюркского мира. Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов». Выпуск 1. Под ред. Р. Султановой Казань 2009. сс. 56–67. 
В поисках психологического здоровья. Народное творчество и телесноориентированные практики: традиция и современность. Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. Ред-сост. П. Р. Гамзатова М. ГИИ 2007 г. СС 36–50. 
Восточные регион: искусство классическое, элитарное, народное. Искусствоведческие модели, исследовательские стратегии.// В сб.: Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. Ред-сост. П. Р. Гамзатова М.2007 сс.4–15. 
Инобытийное пространство в традиционной культуре и художественных системах: универсальная модель, когнитивные аспекты. //ж. Традиционная культура М.2007 № 1 сс.3–14. 
Графомания чистой воды. Об одном из направлений современного искусства. // В сб. Опыт повседневности. Памяти С. Ю. Румянцева. Ред-сост. К. Г. Богемская, М. В. Юнисов. М.-СПб.: Дмитрий Буланин. 2005. сс. 205–231. 
Термин «Народное искусство» в 1920–30 гг.: трансформация смыслов. Научные чтения памяти В. М. Василенко выпуск IV Москва 2003 с. 3–13. 
О «структурирующей» функции архаической системы украшений (на материале дагестанского народного искусства).// В сб.: Ювелирное искусство и материальная культура. С-Пб. Государственный Эрмитаж 2001. сс. 8–12. 
Эмоциональная усталость конца ХХ века: иглы, шипы, розги.//В сб.: Вещь в прикладном искусстве. Ред-сост. О. Соснина М. 2001. 
Декоративно-прикладное искусство.// В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930- 1950 гг. С.-Пб. 2000 г. сс. 189–198. 
Самодеятельное декоративно-прикладное искусство.//В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории конец 1950 — начало 1990. С-Пб. 1999. с. 443–466. 
Мироустроительная функция архаического прикладного искусства.// в сб. статей: Научные чтения памяти В. М. Василенко. вып.1. М. ВМДПИНИ 1997. сс. 50–63.

 

Последние новости


Дагестанский музей изобразительных искусств П.С.Гамзатовой поздравляет известного художника Габибуллу Исмаиловича Габибуллаева с юбилеем! От лица всего коллектива музея желаем ему дальнейших успехов в творчестве во благо дагестанской культуры.

Дагестанский музей изобразительных искусств П.С.Гамзатовой поздравляет известного искусствоведа Патимат Расуловну Гамзатову с присвоением ей звания заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан, от лица всего коллектива музея желаем 


Саид Бицираев – заслуженный художник РФ, народный художник ЧР. На выставке представлены живописные и графические произведения художника, подаренные им Национальному музею Чеченской Республики.

17 июля сотрудники Дагестанского Музея Изобразительных Искусств им. П. Гамзатовой - зав. отделом ДПИ Раджабова Д. Г. и старший научный сотрудник Нуралиева Э. А. совместно с Союзом писателей РД провели лекции по искусству и поэтические чтения для воспитанников второй смены детских оздоровительных лагерей «Планета» и «Костер» в Буйнакском районе республики.

16 июля Дагестанский музей изобразительных искусств посетила группа студентов из Египта, приехавших по программе обмена, для изучения русского языка.

Коллектив нашего музея рад встречам в своих стенах со студентами не только Дагестанских вузов, но и гостям из-за рубежа.

Экскурсию по залам музея провела заведующая отделом ДПИ Джамиля Раджабова.

https://ashyrbekov.wixsite.com/dmii

11 июля в столице Чеченской Республики городе Грозном открылась выставка из фондов Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой «Где вершина прильнула к вершине...», посвященная творчеству выдающегося дагестанского поэта, общественного и политического деятеля Расула Гамзатова.

Известный дагестанский художник Буньямин Каллаев ( Лак Буни ) после окончания 10 класса уехал учиться в Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина. Дипломная работа Буньямина Каллаева - "Праздник первой борозды" была оценена на отлично. Обучение проходило на живописном факультете, Буньямину была присвоена квалификация художника-живописца, педагога.

Страницы