К 60-летию Гамзатовой Патимат Расуловны

Патимат Расуловна Гамзатова родилась 18 марта 1959 года в Махачкале, в семье народного поэта Дагестана Расула Гамзатова и Патимат Саидовны Гамзатовой. 
Закончила отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, 1981 (специальность: искусствоведение) и аспирантуру Государственного института искусствознания. 
Защитила диссертации на соискание степени кандидата искусствознания - «Традиционное искусство Дагестана (на материале женских ювелирных украшений ХУIII — начала ХХ вв.)» - на ученом совете МГУ им. М. В. Ломоносова. 
В 1989 году ей присвоено ученое звание: кандидат искусствоведения. 
Член-корреспондент Российской академии художеств. 
Работает в Государственном институте искусствознания с 1988 года. Старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства с 1994 г. в Отделе народной художественной культуры (с 2013 г. — Сектор фольклора и народного искусства отдела исполнительских искусств). 
Заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Дагестанского музея изобразительных искусств, 1981–1982 гг. 
Советник по культуре Постоянного представительства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации (работа по совместительству), 1993–1995 гг. 
Член организационного комитета Международного конгресса горцев, 1994–1995 гг. 
Член ученого совета Государственного музея искусств народов Востока, 2000–2009 гг. 
Член редколлегии научного альманаха «Традиционная культура» (Москва), 2008–2010 гг. 
Член редакционного совета сборника серии «Искусство тюркского мира» (Казань). 
Член редколлегии альманаха «Kazan-Art» (Казань). 
Член редколлегии альманаха «НаДИ» — Новое дагестанское искусствознание. 
Член жюри международного конкурса молодых дизайнеров-ювелиров «Образ и форма». 
Участник и организатор научных конференций и круглых столов, научный редактор и инициатор искусствоведческих сборников, куратор и организатор выставок, участник выставочных проектов Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля, Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева, Музея-заповедника «Царицыно», Дагестанского музея изобразительных искусств. 
Сфера научных интересов — этническое, мусульманское и современное ювелирное искусство, мусульманское ковроткачество, народное и современное искусство Дагестана, советское и русское непрофессиональное декоративно-прикладное искусство. 

Oсновные публикации 
Начиная с 1981 г. опубликовала около 90 статей, тезисов докладов на научных конференциях и др. материалов. 
Монографии: 
Женские ювелирные украшения Дагестана (ХVIII — начало XX в.). Махачкала, 1986. 
Архаические традиции в народном декоративно — прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. М., 2004; изд. 2-е, дополненное. М., 2012. 
Научный редактор и составитель сборников научных статей: 
Мифологические представления в народном творчестве. Совместно с О. А. Пашиной. М., 1993. 
Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. М.: УРСС, 2007. 
Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. М.: ГИИ, 2007. 
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах: 
Одарен шубой с царского плеча: Универсальная культурная модель и русская традиционная форма дара. // Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество: Сб. статей. Ред -сост. Данченкова Н. Ю. Часовникова А. В. Санкт-Петербург СС.155–179. 
Материал по декоративно- прикладному искусству в «Любительское художественное творчество в России ХХ века: Словарь». М. Прогресс — Традиция 2010–2011. Электронный вариант. Сс. 336–337 и 339–351.http://sias.ru/upload/iblock/e4e/sltext.pdf 
Проблема этнической самоидентификации в искусстве Средней Азии и Северного Кавказа в конце ХХ века // Фольклор и фольклоризм в меняющемся мире: сб.статей. под ред. Солнцевой Л. П. Фадеевой Л.В. М. ГИИ 2010 г. сс.46–67. 
Художественные особенности женских украшений южного Дагестана. // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Махачкала 2010 № 1. Сс.76–85. 
Русский ювелирный театр.// В сб.:Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков. Вып. 3. Ред-сост. В. Е. Лебедева. М. УРСС 2010 сс. 171–183. 
Восточный ковер в создании сакральных пространств. // сб. Иератопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Ред-сост. А. М. Лидов М. Индрик. 2009.сс. 219–252. 
Когнитивное искусствознание и искусственный интеллект. // в сб. ст. Искусствознание и теория информации. под.ред. Петрова В.М., Харуто А.В. М. УРСС 2009 сс.137–143. 
Актуальные проблемы современного мусульманского искусства в странах СНГ // сб.научных трудов «Искусство тюркского мира. Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов». Выпуск 1. Под ред. Р. Султановой Казань 2009. сс. 56–67. 
В поисках психологического здоровья. Народное творчество и телесноориентированные практики: традиция и современность. Научные записки отдела народной художественной культуры. Современные художественные практики. Ред-сост. П. Р. Гамзатова М. ГИИ 2007 г. СС 36–50. 
Восточные регион: искусство классическое, элитарное, народное. Искусствоведческие модели, исследовательские стратегии.// В сб.: Народное творчество стран Востока: структура и дефиниции. Ред-сост. П. Р. Гамзатова М.2007 сс.4–15. 
Инобытийное пространство в традиционной культуре и художественных системах: универсальная модель, когнитивные аспекты. //ж. Традиционная культура М.2007 № 1 сс.3–14. 
Графомания чистой воды. Об одном из направлений современного искусства. // В сб. Опыт повседневности. Памяти С. Ю. Румянцева. Ред-сост. К. Г. Богемская, М. В. Юнисов. М.-СПб.: Дмитрий Буланин. 2005. сс. 205–231. 
Термин «Народное искусство» в 1920–30 гг.: трансформация смыслов. Научные чтения памяти В. М. Василенко выпуск IV Москва 2003 с. 3–13. 
О «структурирующей» функции архаической системы украшений (на материале дагестанского народного искусства).// В сб.: Ювелирное искусство и материальная культура. С-Пб. Государственный Эрмитаж 2001. сс. 8–12. 
Эмоциональная усталость конца ХХ века: иглы, шипы, розги.//В сб.: Вещь в прикладном искусстве. Ред-сост. О. Соснина М. 2001. 
Декоративно-прикладное искусство.// В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930- 1950 гг. С.-Пб. 2000 г. сс. 189–198. 
Самодеятельное декоративно-прикладное искусство.//В кн.: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории конец 1950 — начало 1990. С-Пб. 1999. с. 443–466. 
Мироустроительная функция архаического прикладного искусства.// в сб. статей: Научные чтения памяти В. М. Василенко. вып.1. М. ВМДПИНИ 1997. сс. 50–63.

 

Последние новости

Член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Дагестана, художник-монументалист Алирза Абулгашимович Эмирбеков родился 9 апреля 1934 года в селении Ахты Ахтынского района ДАССР.

Окончил Московское художественное училище и Ленинградский художественный институт им. И. Репина и стал работать в области живописи и монументального искусства. ринимал активное участие в республиканских, региональных и всесоюзных выставках произведений изобразительного искусства в городах Вильнюс, Грозный, Каунас, Махачкала, Москва, Ставрополь, Рига и др.


К 105-летию АВГУСТОВИЧА Алексея Ивановича (1914-1995)


 


Выставка "Молодые ювелиры Дагестана" по просьбам посетителей, продлена до 20 мая.

27 марта выставку, посвященную 80-летию со дня рождения Омара Гусейнова посетили студенты архитектурно-строительного факультета ДТУ вместе с зав. кафедрой М.П. Магомедовым, который был лично знаком с автором О. Гусейновым. 


24 марта Дагестанский музей изобразительного искусства им. П.Гамзатовой присоединится к празднованию Дня работника культуры и будет доступен для бесплатного посещения.В России День работника культуры официально отмечают 25 марта с 2008 года.


«Терроризм – зло против человечества»


19 марта в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялось мероприятие на тему антитеррористической направленности «Терроризм – зло против человечества».

24 марта в честь Дня работника культуры музеи работают бесплатно!

21 марта – в Дагестане отмечают Навруз-байрам, праздник весны и наступления Нового года по солнечному летоисчислению у иранских, кавказских и тюркских народов, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Навруз в переводе с фарси означает "новый день", а "байрам" — тюркское слово и означает "праздник". Это один из самых древних праздников на Земле, символизирующий начало новой жизни.

Страницы