Работы, посвященные Балхару

Аул Балхар с его культурой, бытом и традициями привлекал внимание многих художников, и дагестанских, и приезжих. Многие работы, посвященные Балхару, из фондов дагестанских музеев и частных коллекций в настоящее время экспонируются в рамках выставки «Аул Балхар». Уже в начале экспозиции внимание посетителей привлекает масштабное полотно Е.Мальцева «Балхарский танец», которое было создано художником в период с 1972 по 1976 годы. На слегка затемненном переднем плане изображена свадебная процессия, невесту ведут в дом жениха, перед невестой - танцующая девушка в традиционном балхарском наряде со множеством серебряных украшений.. 
Процессию сопровождают родственники и друзья. Справа изображена сидящая пожилая женщина, рядом с ней стоит молодой мужчина в черкеске и наблюдает за процессией. Слева на переднем плане – маленькая девочка в национальном наряде, поднявшая руки, чтобы через мгновение присоединиться к праздничному танцу. 
По свидетельству заслуженного работника культуры РД Фатимы Гаммадовой Е. Мальцев изобразил реальное событие, чему был сам свидетелем, маленькую Фатиму, ее отца прославленного сказителя, хранителя национальной культуры Качу Гаммадова, и других родственников и сельчан.

Последние новости

В летних оздоровительных лагерях Дагестана продолжается цикл познавательных мероприятий, посвящённых изобразительному искусству. Так, накануне в детских лагерях Гунибского района «Здоровье» (с. Куяда) и «Каскад» (с. Карадах) сотрудниками Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой Равзат Идармачевой и Месей Сулеймановой были организованы встречи с отдыхающими на каникулах ребятами. 

Посетителям Русского театра трудно не заметить украшающие фойе сложные многосоставные медные люстры со вставками из цветного стекла, выполненные известным дагестанским мастером-ювелиром Манабой Магомедовой совместной с мужем Кадыром Изабакаровым и дочерью Лейлой, над которыми авторы трудились около двух лет. 

«Художественное оформление книг стало целым направлением творчества Манабы Магомедовой, и, в какой-то степени, ее открытием… Манаба Магомедова сделала множество серебряных окладов для шедевра грузинской литературы, поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», оформила «Мой

Работы, посвященные Балхару

Аул Балхар с его культурой, бытом и традициями привлекал внимание многих художников, и дагестанских, и приезжих. Многие работы, посвященные Балхару, из фондов дагестанских музеев и частных коллекций в настоящее время экспонируются в рамках выставки «Аул Балхар».

Достаточно обширна графическая  группа работ, посвященных Балхару.     Графические произведения, выполненные в 20-е годы художниками, с именами которых связана история дагестанского изобразительного искусства; Е. Лансере, М.-А. Джемалом, отличаются почти этнографической точностью зарисовок. 


Напротив, работы художников 60-70-х гг.: Э. Асташева, М.Магомедова решены почти в плакатной стилистике. 

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения знаменитой уроженки дагестанского села златокузнецов Кубачи – мастера Манабы Магомедовой.

На выставке, посвященной аулу Балхар, экспонируется композиция народного художника республики, заслуженного деятеля искусств Дагестана и Казахстана Хас-Булата Аскар-Сарыджи (1900-1982) «Балхарка» (1960, гипс, тонирование). Выдающийся скульптор, основоположник профессиональной скульптуры в нашей республике, выпускник ленинградского ВХУТЕИНа (1927), он известен монументальными произведениями, среди которых памятники поэтам С.

В 1958-1962 годах российские художники Иван Сорокин и Виктор Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений, куда вошли пейзажи, образы горцев и горянок, традиции дагестанцев. В 1960 году за цикл работ «Дагестан» В. Цигаль получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а в 2001 году в Третьяковской галерее И.

Страницы