Группа работ, посвященных Балхару

Достаточно обширна графическая  группа работ, посвященных Балхару.     Графические произведения, выполненные в 20-е годы художниками, с именами которых связана история дагестанского изобразительного искусства; Е. Лансере, М.-А. Джемалом, отличаются почти этнографической точностью зарисовок. 

Напротив, работы художников 60-70-х гг.: Э. Асташева, М.Магомедова решены почти в плакатной стилистике. 

Яркое имя в художественной коллекции музея – Рувим Моисеевич Мазель (1890-1967). Художественное образование он получил сначала в знаменитой школе Иегуды Пэна в Витебске, затем в Петербурге в школе общества поощрения художников, а затем в Мюнхене, где он посещает мастерскую гравера Питера Хальма. В 1915 г. В 1925 году в Москве открывается Музей народоведения и в 1935 году Мазель становится сотрудником этого музея в дагестанском отделе. В том же году Мазеля командируют в Дагестан и Кабардино-Балкарию для написания заказной картины «Балкарстрой», благодаря чему происходит первое знакомство с Дагестаном.  На основе имеющихся в собрании ДМИИ и датированных его работ, достоверно известно, что в 1935, 1937 и 1938 годах художник бывал в Дагестане, вероятно, в составе творческих экспедиций. 

Село Балхар, не только памятник самобытной культуры. С 1920-х годов он становится объектом пристального внимания ученых и людей искусства.

Многие живописные и графические работы художника В.Е. Цигаля, посвященные Балхару, находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. В 1956 г. был издан, снабженный великолепными  иллюстрациями художника, дневник его путешествий «По Дагестану». В 2007-2008 гг. в наше собрание поступило тринадцать графических работ В.Е.Цигаля. Пять из них посвящены Балхару. На одном рисунке тушью художник изобразил открытый рынок в Цудахаре, ауле расположенном недалеко от Балхара, куда каждое воскресенье жители окрестных сел приезжали со своими товарами. Три женщин, сидят на земле и продают кувшины.

В 1975-1981 годах в Дагестан неоднократно приезжал в творческие командировки известный российский художник, живущий в республике Адыгея, Юрий Георгиевич Кириченко. Результатом поездок стала большая серия рисунков, офортов и акварелей, посвященных различным аулам Дагестана.  За эти годы он объездил множество аулов: Кубачи, Балхар, Кумух, Гуниб, Согратль, Анди, Риквани. В 1975 г. Ю.Г. Кириченко посетил Балхар, где так же создал ряд рисунков с натуры. 

Необыкновенно трогательный образ юной балхарки в национальном головном уборе создал Заслуженный художник РД А.З. Хаджаев. Молодая девушка повернута к зрителю в профиль. Лицо девушки погружено в глубокую задумчивость. Современная девушка решает, какой - то важный для нее вопрос, а традиционный наряд, на мой взгляд, подчеркивает вечность проблемы, которая стоит перед ней.

(сокращенный текст статьи С.Р.Гамзатовой)

Последние новости

В летних оздоровительных лагерях Дагестана продолжается цикл познавательных мероприятий, посвящённых изобразительному искусству. Так, накануне в детских лагерях Гунибского района «Здоровье» (с. Куяда) и «Каскад» (с. Карадах) сотрудниками Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой Равзат Идармачевой и Месей Сулеймановой были организованы встречи с отдыхающими на каникулах ребятами. 

Посетителям Русского театра трудно не заметить украшающие фойе сложные многосоставные медные люстры со вставками из цветного стекла, выполненные известным дагестанским мастером-ювелиром Манабой Магомедовой совместной с мужем Кадыром Изабакаровым и дочерью Лейлой, над которыми авторы трудились около двух лет. 

«Художественное оформление книг стало целым направлением творчества Манабы Магомедовой, и, в какой-то степени, ее открытием… Манаба Магомедова сделала множество серебряных окладов для шедевра грузинской литературы, поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», оформила «Мой

Аул Балхар с его культурой, бытом и традициями привлекал внимание многих художников, и дагестанских, и приезжих. Многие работы, посвященные Балхару, из фондов дагестанских музеев и частных коллекций в настоящее время экспонируются в рамках выставки «Аул Балхар».

Группа работ, посвященных Балхару

Достаточно обширна графическая  группа работ, посвященных Балхару.     Графические произведения, выполненные в 20-е годы художниками, с именами которых связана история дагестанского изобразительного искусства; Е. Лансере, М.-А. Джемалом, отличаются почти этнографической точностью зарисовок. 


Напротив, работы художников 60-70-х гг.: Э. Асташева, М.Магомедова решены почти в плакатной стилистике. 

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения знаменитой уроженки дагестанского села златокузнецов Кубачи – мастера Манабы Магомедовой.

На выставке, посвященной аулу Балхар, экспонируется композиция народного художника республики, заслуженного деятеля искусств Дагестана и Казахстана Хас-Булата Аскар-Сарыджи (1900-1982) «Балхарка» (1960, гипс, тонирование). Выдающийся скульптор, основоположник профессиональной скульптуры в нашей республике, выпускник ленинградского ВХУТЕИНа (1927), он известен монументальными произведениями, среди которых памятники поэтам С.

В 1958-1962 годах российские художники Иван Сорокин и Виктор Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений, куда вошли пейзажи, образы горцев и горянок, традиции дагестанцев. В 1960 году за цикл работ «Дагестан» В. Цигаль получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а в 2001 году в Третьяковской галерее И.

Страницы