145 лет со дня рождения писательницы Ольги Форш

Ольга Дмитриевна Форш родилась 28 мая 1873 года в крепости Гуниб в Дагестане, в семье начальника округа Среднего Дагестана, генерала Дмитрия Комарова. Мать (армянка Шадинова, двоюродная сестра Павла Флоренского) умерла очень рано, и воспитанием детей генерала занималась бонна, впоследствии вышедшая замуж за Комарова. 

После смерти мужа в 1881 году она сразу отдала свою падчерицу в Ольгинскую гимназию Ставрополя и «Сиротский институт» в Москве. Позже будущая писательница училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы. В 1891 году участвовала в борьбе с голодом в Тульской губернии, работала в «толстовских столовых». 

В 1895 году Ольга Комарова становится женой Бориса Эдуардовича Форша, сына генерал-лейтенанта Э. И. Форша, руководившего Корпусом военных топографов. В 1908 году в журнале «Русская мысль» был напечатан первый ее рассказ под названием «Был генерал». В этот год было опубликовано три рассказа: «Медведь Панфамил», «За жар-птицей», «Застрельщик». 

До революции Ольга Форш жила и работала учительницей рисования в Царском Селе и много печаталась в разных петербургских журналах. Вскоре после Октябрьской революции уехала в Москву работать в Отделе реформы школы, заняв должность помощника заведующего «эстетическим развитием народа». Впечатления от этого времени позже будут отражены в книге «Московские рассказы». 
В последующие годы работала в Киевском Всеиздате, а затем переехала в Петроград. 
1923 год стал поворотным в творчестве писательницы, перешедшей от работы над рассказами к своему историческому роману – «Одеты камнем», имевшему большой успех и раскрывшему истинный талант писательницы. 

В 1926 году выходит исторический роман «Современники», посвященный судьбам писателя Н. Гоголя и художника А. Иванова. В 1930-е Ольга Дмитриевна работает над трилогией «Радищев», которая окончательно утверждает ее в качестве одного из ведущих исторических прозаиков. Времена Павла I рисует ее следующая книга – «Михайловский замок» (1946). Последним ее крупным произведением был роман о декабристах «Первенцы свободы» (1950-1953гг.). 

О. Форш принадлежат также рассказы, изображающие предреволюционный быт города и деревни, книги сатирических рассказов на зарубежные темы, киносценарии, пьесы. Произведения писательницы переведены на языки народов СССР и иностранные языки. 
Умерла Ольга Форш в 1961 году, похоронена на Казанском кладбище.

Последние новости

В летних оздоровительных лагерях Дагестана продолжается цикл познавательных мероприятий, посвящённых изобразительному искусству. Так, накануне в детских лагерях Гунибского района «Здоровье» (с. Куяда) и «Каскад» (с. Карадах) сотрудниками Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой Равзат Идармачевой и Месей Сулеймановой были организованы встречи с отдыхающими на каникулах ребятами. 

Посетителям Русского театра трудно не заметить украшающие фойе сложные многосоставные медные люстры со вставками из цветного стекла, выполненные известным дагестанским мастером-ювелиром Манабой Магомедовой совместной с мужем Кадыром Изабакаровым и дочерью Лейлой, над которыми авторы трудились около двух лет. 

«Художественное оформление книг стало целым направлением творчества Манабы Магомедовой, и, в какой-то степени, ее открытием… Манаба Магомедова сделала множество серебряных окладов для шедевра грузинской литературы, поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», оформила «Мой

Аул Балхар с его культурой, бытом и традициями привлекал внимание многих художников, и дагестанских, и приезжих. Многие работы, посвященные Балхару, из фондов дагестанских музеев и частных коллекций в настоящее время экспонируются в рамках выставки «Аул Балхар».

Достаточно обширна графическая  группа работ, посвященных Балхару.     Графические произведения, выполненные в 20-е годы художниками, с именами которых связана история дагестанского изобразительного искусства; Е. Лансере, М.-А. Джемалом, отличаются почти этнографической точностью зарисовок. 


Напротив, работы художников 60-70-х гг.: Э. Асташева, М.Магомедова решены почти в плакатной стилистике. 

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения знаменитой уроженки дагестанского села златокузнецов Кубачи – мастера Манабы Магомедовой.

На выставке, посвященной аулу Балхар, экспонируется композиция народного художника республики, заслуженного деятеля искусств Дагестана и Казахстана Хас-Булата Аскар-Сарыджи (1900-1982) «Балхарка» (1960, гипс, тонирование). Выдающийся скульптор, основоположник профессиональной скульптуры в нашей республике, выпускник ленинградского ВХУТЕИНа (1927), он известен монументальными произведениями, среди которых памятники поэтам С.

В 1958-1962 годах российские художники Иван Сорокин и Виктор Цигаль посещали Дагестан, где в селениях Кубачи и Балхар создали великолепные серии произведений, куда вошли пейзажи, образы горцев и горянок, традиции дагестанцев. В 1960 году за цикл работ «Дагестан» В. Цигаль получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а в 2001 году в Третьяковской галерее И.

Страницы