Экспозиции и выставки

Экспозиции музея

Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открыт с 1958 г. Основу музейного собрания составили 200 экспонатов, переданные из художественного отдела Краеведческого музея (картины, рисунки, скульптура, фарфор, мебель), полученная в 1920 – 30-е гг. из Государственного музейного фонда. В настоящее время собрание музея включает самые разнообразные коллекции, насчитывающие более 14 тысяч экспонатов. Постоянная экспозиция музея размещена в девяти залах и состоит из следующих разделов:
1. Русское искусство ХVIII – нач. XX вв.
В зале представлено 54 живописных полотна знаменитых русских мастеров, представляющие следующие художественные направления: академизм (К.П. Брюллов «Итальянка у бассейна», Г.И. Семирамидский «Восточный пейзаж»,), передвижники (В.Г. Перов «Сиротки», И.Н. Крамской «Портрет сестры», И.И. Левитан «Бурлаки»,), символисты (В.М. Васнецов «Птица Гамаюн», П.В. Кузнецов «Восточный пейзаж»), модерн (Л.С. Бакст «портрет Д. Философского», А.Я. Головин «Испанка»,), авангард (А.В. Лентулов «Городской пейзаж», А. Родченко «Конструкция», А. Экстер «Цветная конструкция»,).
 А также экспонаты - предметы столовой посуды и малая пластика из богатой, разнообразной коллекции русского фарфора (частных заводов Елизаветы Петровны, Гарднера, Попова, Кузнецова) и стекла XVIII – XIX вв. Отдельно представлен агитационный фарфор – расписная столовая посуда и малая пластика («Матрос со знаменем», «Футболист» Н.Я. Данько).
2. Русские художники ХIХ – нач. ХХ вв. на Кавказе.
Здесь представлены работы русских художников, вдохновленных народом Дагестана и его самобытной культурой. Виды суровой природы дагестанских гор запечатлены в пейзажах И.К. Айвазовского, И.П. Занковского. Безусловно, большая часть работ батального характера, посвященные Кавказской войне –  «Дорога на Верхний Гуниб», «Место сдачи Шамиля» И.Н. Занковский, «Русский лагерь под Гунибом» Ф.С. Александровский, «Штурм Ахты» П.И. Бабаев.
Гордостью музея является работы Ф.А. Рубо: «Штурм Гимры», «Ахульго», «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет», из 15 живописных полотен, посвященных важным событиям Кавказской войны, созданных по заказу правительства Александра III, специально для военно-исторического музея «Храм Славы» в Тифлисе. Каждое произведение из этой серии отражает самые напряженные, кульминационные эпизоды, позволяющие словно приподнять завесу времени. Находясь все еще под впечатлением от поездок в Дагестан и героической истории его народа Рубо по собственной инициативе создает первую в истории русского искусства панораму– «Штурм аула Ахульго». Он с группой учеников работал над этим произведением, размером 120х12 м., два года с 1889 по 1891 гг., в специально отстроенном павильоне в г. Мюнхен. После зарубежных выставок и невероятного успеха, панораму разместили в музее, на родине художника в Нижнем Новгороде. Затем спустя 5 лет царь купил панораму для «Храма Славы», а после революции ее свернули на вал и передали в Музей Артиллерии. О ней вспомнили лишь в 30-х гг. прошлого века, по ходатайству наркома просвещения Дагестана А. Тахо-Годи панорама была передана в Дагестаснкий краеведческий музей. Из-за неудовлетворительных условий хранения и транспортировки панорама очень пострадала, а в нач. 40-х, перед войной, руководство музея, развернув ее, и увидев многочисленные утраты, решили вырезать лишь три более менее сохранившихся фрагмента. Предыдущий директор ДМИИ – Патимат Саидовна Гамзатова, узнав о трагической судьбе этого произведения, решили спасти хотя бы оставшиеся фрагменты. И благодаря ее усилия сегодня эти три фрагмента уникального произведения представлены в постоянной экспозиции музея. Более того, чтобы потомки могли представить масштабность и композицию панорамы в целом в 1992 г. Патимат Саидовна заказала Студии военных художников им. М. Грекова, под руководством Н.Н. Соломина, копию-эскиз реконструкцию панорамы, в десять раз уменьшенную, созданную по сохранившимся фотографиям.
3. Западноевропейское искусство ХVI – нач. ХХ вв.
Музейное собрание западноевропейского искусства насчитывает более 60 произведений, из которых 40 представлено в постоянной экспозиции. Среди подлинников представлены несколько превосходных копий ХVI – XVIII вв., также имеющих большую историческую и художественную значимость. К сожалению, коллекция не позволяет в полной мере отразить историю развития всех направлений и стилей искусства стран Европы. Тем не менее, отдельные работы дают яркое представление о таких историко-культурных эпохах, как Северное Возрождение («Мучения святой Екатерины» ХVI в. – самый ранний подлинник), Итальянский Ренессанс («Святое семейство с Иоанном Крестителем» А. дель Сартро, «Венера перед зеркалом» В. Тициан, «Похищение Европы» П. Веронезе (копии)), голландское, фламандское, итальянское искусство ХVII в. («Музыкант» Б. Строцци, «Грот с козами» Р. да Тиволи, «Натюрморт с зайцем» Я. Фейт, «Женщина с бутылкой» Ф. Верхейден,), художественные направления: барокко («Концерт» К. Ванлоо), классицизм, рококо («Вознесение Марии» П. Батони), неоклассицизм («Пейзаж с руинами» Г. Робер), романтизм («Женщина с шарманкой» Д. Индуно, «Турок с кальяном» О. Верне), реализм (сюжет) и  импрессионизм(живописная техника) в работе Ж. Вебеа, «Женская борьба».
В зале также экспонируется скульптура стран Западной Европы, представляющая: барокко («Иисус Христос и Иоанн Креститель» н.х., «Мадонна с младенцем» н.х.,), классицизм («Амур и Психея» А. Канова, «Три грации» М. Моро, (копии),), реализм («Портрет молодой женщины» Шумахер, «Индеец на коне» Ф. Ремингтон (копия), романтизм («Маргарита» н.х., «Въезд в Иерусалим» Ж.Л. Жером). И несколько предметов интерьера – кабинет  (барокко, Италия XVII в.), бюро (классицизм, Франция нач. ХIX в.), консолm (классицизм, Европа ХIХ в.).
 А в витринах представлены замечательные изделия столовой посуды и малой пластики западноевропейского фарфора (Мейсенская, Севрская, Берлинская, Венская мануфактуры и Веджвуд).
4. Декоративно – прикладное искусство Дагестана.
ДМИИ обладает одной из самых богатых коллекций декоративно – прикладного искусства Дагестана начиная с археологических находок III тыс. до н.э. по настоящее время, включительно. Постоянная экспозиция музея отражает все многообразие и архаичные традиции всех ремесел народов Дагестана.
Археология.
Коллекция археологических экспонатов была передана музею Институтом истории археологии и этнографии ДНЦ РАН в 1970-х гг., которые почти целиком вошли в постоянную экспозицию. Это археологический материал – бронза, дерево, керамика, общим количеством 172 экспоната, хронологически охватывающие время от III тыс. до н.э. до периода развитого средневековья XIV в. В ней представлены самые древние формы металлических украшений, предметов труда и быта, в том числе и  керамические сосуды.
Керамика.
В коллекции музея хранятся более 650 дагестанских изделий из керамики, начиная с
кон. III тыс. до н.э. – это археологическая керамика, представленная в коллекции двенадцатью предметами - по XX в. (керамика Балхарских, Суливкентских и Джулинских гончаров).
Основными керамическими центрами Дагестана являлись аулы: лакский Балхар и табасаранский Джулии (неполивная керамика), даргинский Сулевкент, лезгинские Кала, Испик и Дербент (поливной керамики). В экспозиции представлены разнообразные формы сосудов, тарелок и других изделий различного назначения всех керамических центров Дагестана.
Характерной чертой балхарской керамики является окраска черепка от розовато – терракотового до матового черного, с росписью красным или белым ангобом. Джулинские мастера расписывали свои изделия, ровного терракотового цвета, крупными S-образными или зигзагообразными узорами.
Примерно с сер. VIII в. в Дербенте используется полива. Дербентские тарелки, представленные в экспозиции, имеют коричневый черепок, их зеркало украшено различными геометризированными мотивами и покрыто прозрачной поливой.
Для сулевкентской керамики характерен терракотовый цвет черепка и рельефно-лепной декор с процарапанными и штампованными отдельными деталями.
Остается до сих пор невыясненным происхождение распространенных в республике керамических блюд с изумительной красоты поливой и рельефным декором – т.н. индирских или испикских. Это единственный вид дагестанской керамики, предназначавшейся исключительно для украшения сакли и имеющей охранную функцию.
Медно-чеканные и бронзолитейные изделия.
Коллекция изделий из металла включает 523 экспоната, из них в экспозиции представлено 80. Здесь представлены разнообразные предметы бытового назначения: водоносные (эреты, мучалы) и водолейные кувшины, чеканные и гравированные подносы, бронзовые литые котлы и светильники. А также разнообразная утварь – подойники, кружки, чашки, ведерки.
Крупными дагестанскими центрами по обработке металла являлись: даргинское сел. Кубачи, аварские Гоцатль, Ичичали, лакские Кумух, Кунди, а также азербайджанское сел. Лагич, мастера которого изготовляли продукцию для всего Южного Дагестана.
В музее хранится небольшая, но очень хорошая коллекция иранской меди, часть из которой также представлена в экспозиции. Это крышки котлов для горячих блюд разных размеров, сосуды различных форм для пищевых продуктов, светильники, водоносные кувшины, подносы. 
Резной камень.
Собрание дагестанского резного камня в музее насчитывает 57 экспонатов. Они выполнены в различных техниках и материале (глинистый сланец, песчаник) и подразделяются на следующие группы:
1) петрографика Дагестана
2) каменные рельефы – детали архитектурного декора аула Кубачи (Зирихгеран) –ХIV-XV вв.
3) надмогильные памятники – антропоморфные и прямоугольные стелы «кубачиского»
  (XV – XVIII вв.) и «кумухского» (XVIII – ХХ вв.) типов.
4) выполненные из камня и украшенные резьбой предметы быта (ступки, подставки под прялки, светильники) XVIII – нач. XX вв.
Резное дерево.
Коллекция резного дерева ДМИИ насчитывает 223 экспоната и отражает многообразие форм орнаментальной культуры, техник изготовления (долбленной, резной, точеной) и декорирования (роспись, раскраска, тонировка). Резное дерево в экспозиции музее представлено, достаточно, обширно. Самым раним уникальным памятником является фрагмент ларца или детской люльки, найденный археологами в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский район), II тыс. до н.э.
В экспозиции музея представлены детали архитектуры (капители опорных столбов, аварского и кубачиского типов; элементы аварского цагура, …) и интерьера (диван с подлокотниками, сел. Обох, аварцы; люльки, сундуки-лари для хранения зерна). А также великолепное собрание бытовых предметов из дерева: мерки для зерна, рогатые солонки, прялки, черпаки. Следует особо выделить коллекцию резных учалтанов, настенных подставок для ложек, которые имели в разных районах, и даже отдельных селениях, свои традиционные типы конструкции и декора.
Унцукульская насечка металлом по дереву.
Отдельным видом дагестанского искусства художественной обработки дерева являются изделия унцукульских мастеров. Уже всемирно известная унцукульская техника инкрустации дерева  металлом (медь, серебро, мельхиор), а также костью, рогом, бирюзой, зародилась в аварском селении Унцукуль двести лет назад. В основном, унцукульцы изготовляли сувенирные  (трости, курительные трубки, …) изделия на экспорт в Россию и заграницу. С 1950 – 70-х  гг. появляются мастера – И. Абдуллаев, А. Магомедов, Ш. Магомедов, братья Г. и М. Газимагомедовы, создающие высокохудожественные изделия, адаптируя традиции к современной жизни человека.
 Ковры и вышивки.
На сегодняшний день коллекция ковров, ковровых изделий и вышивок насчитывает  1 107 экспонатов, 432  из них составляют коллекцию ковров, которую можно разделить на четыре группы: 1) безворсовые ковры (аварцы, кумыки, лакцы, даргинцы, лезгины), 2) ворсовые ковры (табасаранцы, лезгины, кумыки, аварцы), 3) войлочные ковры (лакцы, кумыки, ногайцы, аварцы), 4) комбинированные ковры (аварцы, даргинцы).
В музее хранится 37 шелковых вышивок, среди которых, помимо 27 дагестанских есть российские, китайские и монгольские. Дагестанские вышивки разделяют на две группы «кайтагскую» и «усишинскую».
Еще одну группу составляют 165 изделий золотого шитья. В основном это изделия дагестанских мастериц (108 единиц): молитвенные коврики «намазлыки», завесы для ниш, стеганные наспинные подушки, сумочки для рукоделий «бохча», и российских: кокошники, покрывала, одеяния священнослужителей.
В экспозиции представлены наиболее интересные образцы  дагестанского ковроткачества, шелковой вышивки и золотого шитья.
Художественное серебро кон. XVIII – нач. ХХ вв.
Ювелирные украшения.
Коллекция художественного серебра насчитывает более 5 тыс. экспонатов, из которых 4,5 тыс. составляют женские ювелирные украшения (височные серьги, платочные цепи, мониста, амулетницы, нагрудные пряжки, пояса, …). Можно выделить пять стилистически замкнутых групп изделий, которые различаются художественными формами, используемыми техниками, орнаменту, способами ношения: аварская, даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская.
Для аварской группы украшений характерны сохранность архаичных черт, строгость, монументальность, преобладание в орнаментальном декоре символов охранного назначения. В основном это головные украшения, нашиваемые на чохто (чепец, основа головного убора) различные височные серьги и бляшки. Украшения даргинок во многом перекликаются с аварскими, некоторые типы височных и нагрудных подвесок идентичны. Особо интересны подвески амулетницы, в виде цилиндрического футляра, куда вкладывали бумажку с исламским религиозным текстом.
Отдельную группу представляют украшения даргинок из сел. Кубачи, широко представленные в экспозиции. Самобытны и разнообразны традиционные свадебные украшения этой грппы. Массивные браслеты, нагрудные подвески «тавка», кольца-бубенчики, украшенные крупными вставками полудрагоценных камней (альмандин, бирюза, кораллы, сердолик) и  россыпями зерни с позолотой.
Основные формы и декор украшений южно-дагестанского типа (аварцы Тляратинского района и Закатальской зоны, агульцы, лезгины, лакцы, табасаранцы) возникли под влиянием соседних ближне - восточных стран, в частности Ирана и Азербайджан. Это проявилось в декоративной пестроте, обилие цветных вставок стекла и пасты, множестве мелких подвесок, художественных мотивах, связанных с искусством ислама (полумесяц со звездой, шатры, восточные огурцы, стрельчатые арки). Ярким примером является свадебное головное украшение «къукъем», два великолепных образца которого представлены в экспозиции.
У кумычек бытовали два основных вида украшений – бархатный нагрудник с нашитыми серебряными застежками и узкий пояс, являющиеся частью национального костюма кумычек. В экспозиции представлены изделия очень тонкой работы, выполненные в технике филиграни, с позолотой  и небольшими вставками бирюзы, цветной пасты.
Ногайские украшения радикально отличны и стилистически близки изделиям народов Средней Азии. Формы свадебных украшений утрировано крупные, декор сведен к минимуму, который подчеркивают крупные вставки сердолика. Особо интересна по форме крупная нагрудная подвеска из треугольных, литых, объемных бляшек с вставкой сердалика по центру и круглыми бубенчиками на концах.
Парадное оружие.
Главными оружейными центрами в Дагестане были селения – Кубачи (даргинцы), Гоцатль, Харбук (аварцы), Кази-Кумух (лакцы).Отдельным разделом в экспозиции представлена коллекция парадного оружия. Поэтому кинжалы имеют узкие клинки, небольшие рукоятки, обильно декорированы. Растительный орнамент, покрывающий рукоять и ножны, выполнялся с большим мастерством, использовались различные техники художественной обработки металла (гравировка, насечка,  насечка золотом по слоновой кости, чернь, инкрустация). В коллекции есть и двусторонние кинжалы, одинаково пышно украшенные с обеих сторон. Выдающимися экспонатами музейной коллекции являются сабля и кинжал работы известного мастера Чаландара и его сына.
Интересен декор кремневых пистолетов XVIII – XIX вв., казенная часть и ствол которых украшены растительным орнаментом в технике насечки золотом по железу.  Причем серебряная оправа, нередко менялись на одном пистолете несколько раз.
Помимо постоянной экспозиции в музее постоянно проходят тематические и персональные выставки, а также реализуются творческие проекты современных дагестанских художников. Проводятся круглые столы с ведущими специалистами в области культуры, снимаются общеобразовательные телепередачи из цикла «Прогулки по музею» (канал РГВК), по музейным коллекциям, специализированные экскурсии для студентов и школьников. Ведется активная деятельность в области научного издательства, только за последние годы музеем уже выпущено около 50 изданий. Проведено множество выставок. Таким образом, музей заслужено обладает статусом республиканского культурного центра.