Коллекция ковров и текстиля

Килим «давагин»

Дагестан,  аварцы,
нач. XX в.,
шерсть, килимное плетение,
 450 х 144 см.

Килим «давагин»

Циновка «чибта»

Дагестан, сел. Урма
нач. ХХ в.
Осока, шерсть, килимное плетение, 322х146
В коллекции музея хранится 10 циновок, относящихся к периоду от 1930 до 1980-х гг. Основой циновок служила шерсть, позднее стали использовать и фабричные х/б нити. Заранее заготовленные сухие листья осоки мастерица помещала на несколько минут в горячую воду, и затем влажные листья вплетала в основу, одновременно скручивая их.  Основа попеременно оплеталась двумя концами одного длинного и узкого листа. Стежки укладывались под углом в виде «косички». Композиции циновок «чибта» разнообразны. Циновки, имевшие размеры 300х150 использовавшиеся в жилых помещениях, наиболее часто декорировались тремя Х-образными медальонами, ромбами или медальонами «лезгинская звезда», выполненными в ряд. Циновки малых размеров, используемые в подсобных помещениях, украшались орнитоморфными фигурами или рисунком «створки».

Войлочный ковер «кийиз»

Дагестан, ногайцы
2004 г.
Войлок, вышивка шерстяными нитями 
в технике сутажа, 242х109
В коллекции музея хранится 29 ковров из войлока. Для большинства войлоков характерна замкнутая композиция, раппопортное повторение в ¼ часть и неширокий бордюр. Орнамент традиционно растительный. Арбабаши отличаются насыщенной цветовой гаммой, сглаженными, плавными очертаниями, иногда узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений. Нередки датировки по хиджре и от Р.Х. Ногайские войлочные ковры кийизы, в отличие от кумыкских арбабашей, выполнялись из неокрашенной шерсти, по которой вышивались традиционные орнаменты разноцветными шерстяными нитками. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.

Войлочный ковер «арбабаш»

Дагестан, кумыки
Нач. ХХ в.
Шерсть, прорезной войлок, 295х170

Ковер «зейва»

Дагестан – Азербайджан
нач. ХХ в.
Шерсть, узелковое плетение,
Здесь представлены два ковра вт. пол. XIX в. Слева на ковре – одна из старейших композиций «Дербент» с медальонами, называемыми «марага». Справа изображена традиционная для дагестанских ковров XIX в. композиция из  четырех медальонов «лезгинская звезда». У аварцев эти медальоны называются «персидская звезда», другое их название «зейва». Подобные медальоны, слегка вытянутые по горизонтали, встречаются на иранских коврах XVII-XVIII вв. В Дагестане этот медальон приобретает более правильные, квадратные очертания.

Сумах

В коллекции музея имеются разнообразные сумахи, всего 40 единиц хранения: с решетчатой композицией, с ромбическими медальонами, с 8-угольными медальонами, композиции с зооморфным изображением, трактуемые как «дракон», «спящий дракон» и т.д. А также сумах с интересной композицией в виде пяти небольших ковриков типа «намазлык», расположенных на одном поле. Композиции сумахов многообразны, но наиболее устойчива композиция из трех (иногда четырех) поперечных ромбов-медальонов, которые занимают большую часть пространства поля. Бордюр состоит из ведущей широкой полосы и замыкающих каемок. При необходимости ткачиха вводит во внутреннее поле дополнительную широкую полосу — улам из крупных розеток сложного рисунка или дополняет розетками всевозможных форм боковые свободные промежутки.

Ковер «Дербент»

Ковер «Дербент», Южный Дагестан, лезгины,
1909-10гг.
шерсть, узелковое плетение
380 х 180

Килим «супрадум»

В коллекции музея находятся интереснейшие экземпляры этого вида килимов всего в количестве 23 единицы. Их композицию составляют три – пять крупных восьмиугольника с округлым медальоном в центре располагаются вдоль на темно-красном поле. Небольшие фигуры антропоморфного, зооморфного или орнитоморфного характера, расположенные попарно или по трое, покрывают поле и медальоны килима. Неширокий бордюр декорируется повторяющимися элементами в виде Х-образных фигур, стилизованных деревьев или небольших эллипсов с мелким заполнением. Небольшие различия в исполнении, колористическом решении и деталях орнамента позволяет выделить два типа супрадумов. Первый тип, из сел. Хубар, Казбековский район, отличается теплой цветовой гаммой, правильной, почти квадратной формой медальонов и густым заполнением поля орнаментальными деталями. Второй — холодностью красок, слегка вытянутой, скорее прямоугольной формой медальонов и введением в медальоны зигзагообразных синих и белых линий.

Килим «супрадум»

Дагестан, аварцы
вт. пол. XIX в.
Шерсть, килимное плетение, 485х154

Килим «давагин»

Дагестан, Хунзахский район
1868 г.
Шерсть, килимное плетение, 269х165

Килим «давагин»

Дагестан, сел. Буцра
вт. пол. XIX в.
Шерсть, килимное плетение, 546х160
В коллекции музея хранится 122 экспоната группы давагины и думы. 
На синем фоне в один или несколько рядов располагались красные (в думах иногда желтые, зеленые, коричневые) медальоны. Одним из интереснейших медальонов в килимах является Г — образный медальон, с отходящей вниз широкой «панелью», декорированной рогообразными элементами, который трактуется как изображение дракона. Поле подобного килима часто бывает заполнено фигурами в виде лошадей с развевающейся гривой, или под седлом, или орнитоморфными фигурами. Красный дракон на синем фоне, вокруг которого можно увидеть маленькие фигурки лошадей, птиц, людей, сразу же вызывал ассоциации с дагестанскими сказками, где огнедышащий дракон перекрывал источник и требовал за воду выкуп в виде животных или людей. Многие мастерицы украшали свои ковры арабскими надписями и датами хиджры, хотя не всегда дата соответствовала истине. Почитая любую арабскую надпись и датировку, мастерица могла автоматически перенести ее с более раннего оригинала на свой килим.

Ширван – килим

Дагестан, лезгины
кон. XIX в.
Шерсть, килимное плетение с зазорами, 275х180
В коллекции музея хранится 28 килимов с тремя видами композиций. Композиция первого типа, называемого «ширван», представляет собой чередующиеся полосы, которые заполняют шестиугольные медальоны с усеченными вершинами. Для медальонов характерны «зубчатые» прорезные края. Зазоры на таких краях образуются при смене цвета, когда узорообразующая уточная нить не сцепляется с нитью соседнего цвета, а заворачивается противоположно и закрепляется в ткань. Медальоны килима имеют вариации, но все называются одинаково «килимгюлю» — «килимовый цветок». Для килимов второго типа характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Цветовая гамма разнообразна и насыщена: красный, синий, белый, оранжевый, желтый, оливковый и т. д. Поле килимов третьего типа заполняют «килимгюлю», расположенные в виде решетки.