Коллекция археологии

Зеркало

Верхнечирюртовский могильник
V- нач.VIII вв. н.э.
бронза, литье

Булавка

Гинчинский могильник,
сер. II тыс. до н.э.
бронза, литье, ковка,
дл - 15,3 см.

Зеркало

Дагестан, Ботлих
VIII-X в.в. н.э.
бронза, литье,
дм - 7,5 см.

Бляшка

Хабадинский могильник
V - нач. IV вв. до н.э.
серебро, литье
3,7 х 2,3 см.

Бляшка

Верхнечирюртовский могильник
V - нач.VIII вв. н.э.
серебро, инкрустация
дм - 8,2 см.

Пряжка

Бежтинский могильник,
VIII-X в.в. н.э.
бронза, литье,
12,3 см х 9,6 см.

Бляха

Бежтинский могильник,
VIII-X в.в. н.э.
бронза, литье,
дм- 10,7 см.

Пряжка

Урцекский могильник
II-V в.
бронза, литье

Пряжка

Бежтинский могильник,
VIII -X в.в. н.э.
бронза, литье

Бляшка

Гоцатлинский могильник,
VIII-X в.в. н.э.
бронза, литье
3,9 х 2,5 см

Пряжка

Аркасский могильник,
IX -XII вв.
бронза, литье

Булавка

Гинчинский могильник,
сер.  II тыс. до н.э.
бронза, литье, ковка,
дл - 14,2 см.

Двуспиральная подвеска

Верхнекаранайский могильник
VIII – X вв.
бронза, литье, проковка
2,5х3 см.
Данная подвеска относится к числу наиболее распространенных украшений в этот период. Она изготовлена из одной тонкой бронзовой проволоки округлого сечения, концы свернуты в многовитковые спирали, а середина образует длинную петлю для подвешивания. Семантика подвески восходит своей генетикой в самые ранние пласты человеческого развития – изображения символов жизни – солнца – круг, спираль, крест и т. д.

Бусы

Урцекский могильник
II - V вв.
Cтекло, паста, гишер, янтарь, шлифовка
Дм. от 0,3 см до 3,7 см., 84 шт.

Бусы

Урцекский могильник
II - V вв.
стекло, паста, гишер, янтарь, шлифовка
дм. от 0,3 см до 3,7 см., 84 шт.
Бусы являются основной по количеству категорий находок в погребениях железного (албано-сарматского) и раннесредневекового периодов. В основном это стеклянные и фаянсовые бусы восточно-средиземноморского происхождения. По своей конфигурации и расцветке бусы из стекла и фаянса имеют огромное количество вариантов и оттенков. По своему составу все бусы из Дагестана типологически близки бусам античного Северного Причерноморья, Азиатской Сарматии, Северного Кавказа, Закавказья.
Происхождение бусин: янтарь – Прибалтика; сердолик, перламутр – Индия, Иран; гагат – Дагестан; фаянс, стекло – Восточное  и Северное Причерноморье (Танаис, Фанагория, Пантикопея, Оливия. 

Бляшка инкрустированная

Верхнечирюртовский могильник
VII - нач.VIII вв.
серебро, ковка, инкрустация
дм. 10 см.
Это яркий пример изделий, выполненных в технике перегородчатой инкрустации. Поверхность бляшки разделена на концентрические круги, а промежутки между ними заполнены ячейками или перегородками  которые образуют геометрический орнамент в виде треугольников, кружков, четырехугольников и т.д. В ячейки вставлены плоские стекла различного тона и оттенков. Мастер, словно, стремился  «превратить всю поверхность металлических художественных изделий в сплошную мозаику, где многочисленные инкрустированные камни и стекла почти закрывают собой металлическую основу предмета». Край бляхи оформлен фестоном. Бляшка крепилась на одежду с помощью петли, припаянной к обратной стороне.

Бляшка

Урцекский могильник
II - IV вв. н.э.
бронза, литье
дл - 3,7 см.

Подвеска «Мадонна»

Верхнечирюртовский могильник
VII - нач.VIII вв.
бронза, литье
7,5х6 см.
Основой подвески является круг, в него заключены два креста в перекрест – один образован из двух скрещенных перекладин, т.н. «греческий крест», другой – крест из перекладин с петлеобразными концами. Верхняя часть подвески решена в виде изображения молодой женщины в фас. На лице  обозначены большие глаза - углубления, нос и рот в виде небольших черточек. Неширокий подбородок выступает над длинной и тонкой шеей.  С головы ее по бокам свисают длинные косы, плавно сливающиеся с кругом. Ребенок покоится на левой руке матери,  правой обхвачен сверху. Тело моделировано условно. Несмотря на общую схематичность и обобщенность, мастер ее выполнявший сумел простыми, но достаточно выразительными средствами передать в мелкой металлопластики образ не просто женщины с ребенком, а именно Богоматери.